Семёнов Михаил
Ассоциация Студенческих Педагогических Отрядов,
г. Томск

Комплексно – интеллектуальные игровые программы,
как формы выявления и обучения
лидеров в детских объединениях

Начнем с определения, что же такое Комплексно – интеллектуальные игровые программы? Разберем каждое слово по отдельности. Комплекс (система). Взаимосвязанный процесс с накоплением знаний и их проверкой на практике по мере необходимости. Интеллект. Царство смекалки и практического житейского опыта Игра. В английском языке есть два слова, обозначающие слово «игра» – «play» и «game». Первое обозначает «игра без правил; игра, правила в которой организуются по ходу действия», второе – «игра по строго установленным заранее правилам». В нашем случае игровой момент носит действие по сценарию без сценария. Разрешено все, что не запрещено. Программа. Последовательность действий, определяемая в ходе самих действий.

Посыл в создании таких программ с одной стороны продиктован моей специальностью (я прикладник - математик), а с другой стороны поддержан интересом детей. Все программы первоначально апробируются на вожатых, а затем переносятся с некоторыми изменениями на детские коллективы. Из опыта проведения можно заметить, что дети имеют более гибкое мышление, не забитое стандартами и справляются с задачами не хуже, а иногда и лучше, чем взрослые, поэтому не стоит бояться давать, казалось бы, сложные задания. Случалось так, что дети находили даже несколько решений. Принимая участие в разработке нескольких программ, можно сказать, каждая из них имеет свою специфику. Что – то получалось лучше, что – то хуже. Но можно сказать точно, что даже после написания сценарного хода и обкатки программы остается масса недоделок, а, следовательно, масса новых идей и замыслов, которые, если Вы захотите, мы можем в будущем осуществлять вместе с Вами. Из всех программ большего признания заслужило КубоТворчество.

КубоТворчество.

Цели:

Задачи:

Игра КубоТворчество может быть использована как новая форма выявления и обучения лидеров.

Один человек практически не может чувствовать себя в качестве неоспоримого лидера и за шахматной доской, и на футбольном поле. У каждого из нас есть свои пристрастья и предрасположенности. Задача взрослого увидеть и открыть в ребенке талант лидера. Упорство в достижении поставленных целей – это тоже талант. Этапы Куботворчества создают ситуации, когда возможно проявление и появление новых граней таланта как детей, так и взрослых

Лидер - это внимание. Лидер сам может ничего не уметь и не знать, но он знает, как сделать так, чтобы всем было хорошо не просто находиться рядом, а работать в команде. Но чтобы оставаться лидером нужно постоянно учиться и рисковать. Настоящий лидер – это лидер, который руководит, но его руководство не заметно, все думают, что это они такие хорошие и способные.

В ходе проведения программы, которая может длиться от двух часов (IV Всероссийский слет вожатых) до суток и более (Весенние сборы актива г. Томска, ДООЛ «Кристалл»), происходит смена типов лидеров детских объединений. Эта смена позволяет взрослому увидеть детей лидеров разных типов и использовать эти знания в дальнейшем. Обычно программы проводится по завершению организационного периода, когда дети освоились в своем отряде, чувствуют себя комфортно и уютно. Программа дает им небольшую встряску и старт к дальнейшему росту лидерского потенциала. Анализ игр и опыт проведения программ показывает эффективность формы для решения поставленных задач, а значит и достижения целей. Рассмотрим особенности каждого этапа Куботворчества в отдельности.

  Форма, Содержание этапов  Особенности  Примеры  Типы лидеров 
1 Ажиотаж, индивидуальная игра по станциям, задания на ловкость  Каждый участник действует самостоятельно, организация и распад временных команд (на один и более конкурсов), зависимость успеха участника от успеха временной команды, возможность занять место ведущего  1)Сахарок.
2) Вальс
3)Монблан.
4)Джуна 
«Театрал» (может прикрикнуть и оттолкнуть, сымпровизировать) 
2 Карусель, командная игра противоборство по станциям, интеллектуальные задания  Формирование команд случайным образом, противостояние команды каждый раз с новой командой, умение работать в команде, присутствие мастера игры  1) Развертка
2)15 кубов 
«Мальчик – очкарик» (вычисляет и решает) «Тертый калач» (использует житейский опыт) 
3 КубоТворчество, фестиваль, свободный творческий полет   Поиск нестандартных подходов к решению поставленных задач, действие вне рамок и ограничений, всеобщее единение  Оранжевое настроение   «Режиссер» (организатор, готовый взять на себя ответственность)  
4 Лотерея  Катализатор игры, эффект знакомства, «все мосты сожжены»    Счастливчики  

Программа получило свое название неслучайно КубоТворчество. Как вы уже обратили внимание все конкурсы и задания так или иначе связаны с кубиками. Кубики - это кирпичики с помощью которых дети строят свои отношения друг с другом и со взрослыми.

Особенностью Куботворчетва является наличие промежуточного финиша после каждого этапа.
Детские объединения или индивидуальный участник могут выбывать или присоединяться практически в любой момент без особых потерь.
Перспективы дальнейшего развития Комплексно – интеллектуальных игровых программ, как формы, могут быть следующими:

1) Развитие формы в русле индивидуального подхода к каждому участнику программы.
2) Создание в программах моментов конкурентной борьбы на вылет.
3) Создание ситуаций успеха для «трудных» подростков.
4) Возвращение детской коммуникабельности, удовольствия от совместной деятельности, умение жить в коллективе.
5) формирование интереса ребенка к познанию, способностей к творчеству, готовности к самореализации и саморазвитию.

Список комплексно – интеллектуальных игровых программ объединенных в серию «Империя игр».
1) Водная феерия. Август, 1998г., смена Актива Томской области «Славянский дом», ЦД и СО «Здоровье».
2) В поисках кристалла. Осенние сборы. Актива г. Томска, 1998г, ДООЛ «Кристалл».
3) Российский характер. Январь 1999г., смена Актива Томской области «На рубеже веков», ЦД и СО «Здоровье», ВДЦ «Орленок».
4) КубоТворчество. Весенние сборы актива г. Томска, ДООЛ «Кристалл»; ВДЦ «Орленок»; Школа вожатых; IV Всероссийский слет вожатых, Тюмень, ОЦ «Ребячья республика».
5) Сделай все сам. Осенние сборы. Актива г. Томска, 1999г, ДООЛ «Кристалл».
6) Новый человек. Январь 2000г., смена Актива Томской области «Зима - 2000», ЦД и СО «Здоровье».

Hosted by uCoz