Участникам деловой экономической игры предлагается организовать туристические агентства для привлечения туристов на Мальдивские острова. В ходе игровой деятельности участники знакомятся с историей, культурой Мальдивских островов, а также c обычаями делового мира (денежное обращение, выпуск и обращение акций).
развивающая (активизировать проявление творческих, лидерских и интеллектуальных ресурсов участника).
В своей работе Вы можете выбрать в принципе любую страну, на основные моменты и правила игры это не должно оказать серьезных последствий.
Завязка игры
К участникам игры обращается с приветственной речью президент Мальдивской республики Момун А. Гайюм. В своей речи президент кратко рассказывает об истории страны, ее культуре и современном положении. Выгодное географическое положение островов и отсутствие каких-либо ресурсов определяет единственное направление развития экономики страны - через развитие туристического бизнеса. Из числа участников формируются туристические агентства (20-25 человек + 2 взрослых куратора).
"Экспресс-знакомство"
Для выполнения всей предварительной работы в агентствах (знакомство со страной, регистрация агентства, выпуск акций и так далее) отводится один час. При этом можно использовать принцип "Экспресс - знакомства", т.е. каждые 10 минут агентство получает очередное задание, при этом выполненное задание возвращается. Для организации знакомства можно использовать и другие формы игр по станциям.
Задания оформлены в виде бланков (формат А4), на которых приведена необходимая информация. В ходе "экспресс-знакомства" агентству необходимо придумать название и слоган, разработать логотип, выпустить и зарегистрировать акции агентства (схему бланка смотрите на рисунке 1). По итогам выполнения всех заданий, заполненные бланки вывешиваются на видном месте, таким образом, получается выставка, на которой можно ознакомиться со всеми туристическими агентствами.
Название задания:
|
Образец акции
|
Место для работы
|
Информация по игре:
Акция Вашего туристического агентства должна содержать следующую информацию:
серию акции
номер акции
название Вашего агентства
логотип и товарный знак
подпись руководителя
дату выпуска
дату регистрации,
кроме этого надпись
"Дает право одного голоса на собрании".
Первоначальная цена Вашей акции устанавливается равной 10 руфиям, затем она будет меняться на протяжении всего дня, в зависимости от Ваших успешный или не очень успешных действий.
|
Задание: Вам необходимо изготовить образец акции Вашего туристического агентства, используя все подручные средства (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски).
|
Информация по стране: Мальдивская республика одно из самых маленьких государств (площадь 298 квадратных км), расположена в Индийском океане к югу от Индии и Шри-Ланки по обе стороны от экватора.
|
Рисунок 1. Схема бланка.
Интеллектуальная биржа
Первоначальный капитал участники могут заработать индивидуально на интеллектуальной бирже. Для этого им необходимо ответить на вопросы про Мальдивы. За каждый правильный ответ выплачивается вознаграждение в размере 1Мальдивской руфии. Всего в ходе работы интеллектуальной биржи (30 минут) участники игры могут заработать в среднем по 20-25 руфий.
Примеры вопросов на интеллектуальной бирже
вопрос |
А |
Б |
В |
1. В каком океане расположены Мальдивские острова? |
Индийский океан |
Тихий океан |
Атланти- ческий океан |
2. Чьей колонией были Мальдивы на рубеже XIX-XX веков? |
Британской |
Русской |
Индийской |
3. Когда Мальдивы получили независимость? |
1956 |
1965 |
2002 |
4. Как называется столица Мальдивcкой республики? |
Пале |
Мале |
Кале |
Все вопросы на интеллектуальной бирже можно разбить на варианты, участнику биржи необходимо заполнить карточку (см. рисунок 2), которую затем проверяет работник биржи.
Рисунок 2. Карточка ответов.
|
Карточка содержит три столбика (варианты ответов) и четыре строки (номера вопросов). При ответе участнику необходимо закрасить необходимую клетку. Для проверки правильности ответом можно изготовить трафарет, под который необходимо подкладывать карточку с ответами.
После накопления первоначального капитала начинается работа туристических агентств. Для привлечения денежных средств ее руководство предлагает акции на торгах. Первоначальный курс всех акций определяется равным 10 руфиям, т.е. любую акцию можно поменять на любую. Дальнейшая цена акции каждого туристического агентства изменялась в зависимости от действия брокера. В каждом туристическом агентстве выбирается человек (брокер), который будет играть на повышение или понижение цены акции туристического агентства, которое он представляет на бирже.
Биржевые сессии
Брокеры всех туристических агентств собираются вместе и случайным образом делятся на пары и играют между собой в какую-либо логическую игру (например, "крести-нолики", "лабиринт", "феодалы").
Мы использовали игру "Лабиринт". Это логическая игра для двоих, требующая ручку и бумагу. На игровом поле (смотрите рисунок 3) участники по очереди ставят черточки длиной в одну клетку - по вертикали или по горизонтали. Тот из участников, кто закрыл квадрат (поставил четвертую составляющую его черту), ставит в этом квадрате свой знак (крестик или нолик) и ходит еще раз. Задача играющих - поставить как можно больше своих знаков, выигрывает тот, у кого после полного заполнения поля этих знаков оказалось больше.
Рисунок 3. Поле для игры в "Лабиринт".
Брокер, который одержал победу в игре "Лабиринт" забирает игровое поле себе. На рисунке 4 а) приведена расстановка брокеров (первоначально пары образуют брокеры, которые на рисунке обозначены номерами 1-4, 2-5 и 3-6 соответственно), после того как брокеры сыграли между собой одну партию, они делают переход как это показано на рисунке 4 б) (они образуют пары 3-5, 1-6 и 2-4).
Рисунок 4. Расстановка брокеров
а) пары брокеров до перехода,
б) пары брокеров после одного перехода
На одну игру в "Лабиринт" отводится 2 минуты.
После того как брокеры, играя в "Лабиринт" пройдут, целый круг происходит пересчет цены акции.
Правила определения цены акции
Процент побед | Изменение цены акции |
0 | падение на 5 денежных единиц |
25 | падение на 3 денежные единицы |
50 | сохранение цены |
75 | увеличение цены на 3 денежных единицы |
100 | увеличение в 2 раза |
Ведущий биржевых сессий может оглашать предварительные итоги игр в парах (например: "После трех игр брокер туристического агентства "Колумб-тур" одержал три убедительные победы", такое объявление может привести к желанию приобрести акции "Колумб-тур"), т.е. не дожидаясь окончательного пересчета цены акции, могут заключаться сделки по купле-продаже акций туристических агентств.
Для представления цены акций удобно использовать обыкновенную школьную доску либо можно цены писать мелом прямо на асфальте, если игра проводится вне помещения. Все участники игры могут продавать и покупать акции как индивидуально, так и объединяясь в микрогруппы по интересам.
В ходе игры можно провести несколько биржевых сессий, при этом официальные цены акций будут меняться соответственно несколько раз (например, биржевая сессия длится 20 минут каждого игрового часа). При проведении каждой биржевой сессии можно видоизменять правила подсчета цены акции, например, при 100% побед цена акций может возрастать не в 2, а в 3 раза. В биржевых сессиях можно проводить замены брокеров, можно одновременно выставлять несколько брокеров от одного туристического агентства.
Параллельно с работой биржи разворачивается рекламная кампания по привлечению клиентов и продажи им туристических маршрутов (это могут быть всевозможные географические викторины, аттракционы, национальные игры). В правилах определения стоимости акции можно предусмотреть защитный механизм от падения цены акции в зависимости от числа распроданных туристических маршрутов, т.е. чем разнообразнее и качественнее туристическое агентство оказало услуг своим клиентам, тем цены их акции менее подвержены колебаниям в ходе биржевых сессий.
Собрание акционеров
Итог игровой деятельности - общее собрание акционеров. Это деловая игра, экономический смысл которой в увеличение стоимости и перераспределении акций. В игре участвует все агентства, у каждого из которых выпущены в обращении свои акции (из расчета один человек одна акция), кроме этого в игре можно предусмотреть вариант объединения агентств по цветам акций, т.е. агентства выпускают акции, которые, например, будут трех цветов (белый, красный, зеленый). В таком случае агентства могут быть объединены по цветам акций, т.е., например, три агентства выпустили акции на белой бумаге, три агентства на красной бумаге и соответственно три агентства на зеленой бумаге.
Схема деловой игры
Отборочный конкурс. В предварительном отборе участвуют все агентства, по итогам отбора остается 5 агентств. Эти агентства автоматически попадают в творческий конкурс.
Аукционные торги. Право на участие в творческом конкурсе можно выкупить, участвуя в аукционе. На аукционе назначается первоначальная цена (например, 100 руфий, шаг 50), в нем могут участвовать все желающие агентства. Таким образом, после аукциона определяется еще 2 агентства. В торгах агентства могут покупать место для своего представителя, а также объединяться по цветам акций и выставлять общего кандидата.
Творческий конкурс. В конкурсе участвуют 7 агентств.
Решение наблюдательного совета (оценка жюри). Жюри состоит из 5 человек, каждый из членов жюри проставляет каждому участнику конкурса оценку от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная оценка). Все проставленные оценки одного участника суммируются.
Голосование акционеров. Одновременно с работой жюри в зале проходят консультации внутри агентств, а также между агентствами, имеющими акции одного цвета. Агентство или группа агентств может дополнительно к оценке жюри добавить свои баллы, для этого нужно собрать акции и передать их на сцену.
Общие итоги и изменение цены акций. После подведения итогов конкурса голосования (жюри и акционеров) изменяется цена акции одного цвета. Цена акции агентства занявшего первое место увеличивается в два раза. Это правило распространяется на все агентства, имеющие акции одного цвета, т.е. при определении цены акции учитывается только одно агентство (из агентств обладающих акциями одного цвета), занявшее наивысшее место.
Правила определения цены акции на
"Собрании акционеров"
1 место | рост цены в 2 раза |
2 место | цена неизменна |
3 место | падение цены в 2 раза |
После определения цены акции процедура повторяется, т.е. все агентства опять могут принять участие в предварительном отборе и так далее, при этом число агентств которые отсеиваются на предварительном отборе можно увеличить.
Примеры конкурсов
Одним из самых распространенных средств передвижения на Мальдивских островах является гидросамолет. И поэтому наш первый конкурс связан с изготовлением самолетов.
Задание отборочного конкурса. За одну минуту Вы должны сделать из альбомного листа как можно больше самолетиков. Отборочный конкурс проходят самые успешные "авиастроители", изготовившие наибольшее количество самолетов.
Задание творческого конкурса. Участникам необходимо придумать рекламный слоган, которым может воспользоваться авиакомпания, которая перевозит туристов на Мальдивских островах.
Выводы
В ходе реализации программы общее пространство игры было организовано так, что участникам предоставлялась возможность находиться в различных "игровых пространствах", например, индивидуальная игра на этапе набора первоначального капитала, работа в рамках туристического агентства на биржевых сессиях, расширенное игровое поле - объединение агентств по цветам акций на собрании акционеров.
Неоднородная организация игры позволяет участникам менять свои игровую деятельность, обновлять свои позиции, что позволяет участникам проявить и использовать всевозможные грани творческих, лидерских и интеллектуальных ресурсов.
Интернет источники
http://wwc.coins.ru
http://www.jazz-travel.ru
http://www.dixi.ru/maldivi/