Проспект игры | |
---|---|
Рукодитель программы: председатель Союза детских организаций Томской области "Чудо" Нина Анатольевна Кочевская, sdoto@is.tsu.ru
Автор программы: выпускник Ассициации студентческих педагогических отрядов Михаил Евгеньевич Семенов, mike@rdc.tomsk.ru
Цель игры.
Сибирский химический комбинат - один из крупнейших в мире ядерных центров, производитель технически сложной и наукоемкой продукции. Современные технологии предполагают не только развитие производства, но и заботу об окружающей среде. Ежегодно Сибирский химический комбинат затрачивает немалые средства на экологическую деятельность. СХК - одно из немногих предприятий в стране, на котором природоохранные мероприятия являются частью технологического процесса. Игра проводится для того, чтобы подростки смогли
Задачи игры. Актуализировать и активизировать интерес учащихся к познанию, создать условия для формирования навыков и умений формулировать свою точку зрения.
Назначение игры. Игра проводится с учащимися 8-11 классов. Количество участников 80-100 человек и более. Участникам с целью лучшего понимания правил необходимо подготовить к игре мастер-класс (из расчета один мастер-класс 10-15человек).
Общие сведения. В ходе игры моделируется деятельность крупного производственного объединения – Сибирского химического комбината. Рассматриваются возможные проблемы (экология, безопасность, конверсия) и пути их решения. В работе фестиваля активным образом участвуютвыступают представители Сибирскоог химического комбината.
Регламент игры. Игра проводится в течении двух – четырех дней в форме фестиваля. Тематически фестиваль охватывает следующие направления:
Планируемый результат. Постоянный интерес к накоплению и расширению знаний, опыта и их активное использование. Развитие коммуникационной активности. Умение формировать и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Направление развития игры. Продолжение игры на базе учебных заведений участников (конкурсы рисунков, логотипов, слоганов и т.п.).
План первого дня фестиваля. В игре может принимать участие, как команды, так и индивидуальные участники. Каждой команде - участнице необходимо подготовить к проведению мастер-класс по предложенной тематике. Целью проведения мастер – классов: введение в тематику (СХК является «предприятием, в состав которого входят особо радиационно- и ядерноопасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, радиационно - опасных материалов и изделий». Основу СХК в настоящее время составляют пять главных заводов и ТЭЦ, а также целый ряд вспомогательных подразделений, без которых невозможна была бы эксплуатация комбината). Основные задачи данного этапа игры – знакомство участков, коммуникация и накопление необходимых знаний. Обучение в мастер – классах длится 20 минут. Участники могут выбрат по своему желанию не более трех мастер - класса. Мастер – класс проводится учащимися совместно (если это необходимо) со взрослым руководителем команды. В ходе проведения мастер - классов проводится обоюдное оценивание. Оценка организаторов мастер - класса может проводится по трехбалльной системе по следующим критериям:
Итоги игрового дня. Провести знакомство участников, выявить их отношений к проблемам определенной тематики.
План второго фестивальног дня
С первых дней создания Сибирского химического комбината вопросам охраны окружающей среды уделялось серьезное внимание. Вместе со строительством и вводом в эксплуатацию первых заводов была организована служба внешней дозиметрии, которая осуществляла радиационный контроль за состоянием окружающей среды.
С целью ознакомления возможных экологических последствий деятельности СХК проводится «Экологическая тропа». В ходе тропы, проводимой в форме кругосветки, участники знакомятся с проблемами экологии, мерами безопасности и совместным экологическим проектом (комбинат работает вместе с мэрией города Томска).
Параллельно с кругосветкой открывается конструкторское бюро и агентство рекламы. В КБ рассматривается принцип работы атомных реактора, вопрос о конверсии (модернизации) активной зоны реакторов.
Результат работы КБ: создание модели реактора из подручных материалов. Все работы выставляются на конкурсных стендах. Все участники знакомятся с работами КБ. Оценивается работы КБ по следующим критериям:
Итоги второго игрового дня. Актуализация проблем взаимодействия экологии и развития атомной промышленности.
План третьего фестивального дня.
В целях создания условий для реализации лидерского, управленческого потенциала участников и поиска перспектив развития атомной промышленности создаются проектные лаборатории.
Основные задачи, которые должны быть решены в них - это знакомство с основами понятиями и принципами управления, возможными путями «разумной конверсии» атомной промышленности, основами рыночной экономики.
Все желающие принять участие в игре записываются в проектные лаборатории. Проектная лаборатория - это временное объединение по интересам участников (15-17 человек + взрослый). Внутри проектных лабораторий происходит знакомство его участников.
Все объекты местности, на которой проходит игра, выставляются на аукцион. Задаются вопросы - за правильные ответы проектная лаборатория становится владельцем объекта. В зависимости от рыночной стоимости объектов, которая будет находиться в собственности у участников определяются объемы финансирования лабораторий (в виде ценных бумаг).
В течение игрового времени проходит основная подготовительная деятельность – проектные лаборатории создают проекты. Окончательно оформленные проекты оглашаются на «Научном совете» и, в случае одобрения, реализуются. Причем проекты могут продаваться (передаваться, обмениваться) лабораториями, как в ходе подготовки, так и на стадии реализации. Определяются проекты – победители.
Просещение Дома культуры им. Н.Островского Сибирского химического комбината, где проводится торжественное закрытие фестиваля и награждение участников и победителей сувенирной продукцией и памятными подарками.
Итоги третьего дня фестиваля.Рассмотрение существующих и разработка перспективных направлений развития СХК.
Организация игры. Для проведения игровой деятельности необходимо территория, на которой возможно комфортное размещение и активная деятельность участников фестиваля.
Итоги фестиваля в целом. Итогами фестиваля мы видим:
Оснащение фестиваля. Канцелярия, бумага, персональный компьютер, принтер, сканер, фото-, видеокамера. Блокноты, ручки, бейджи на каждого участника игры. Поощрительные призы.
Бюджет фестиваля.
В начало
обновление 20 июля 2001