Для дела не жалко
Акцент: что-то новенькое на томской сцене.
Не люблю самодеятельность. В
плохом смысле этого слова. А в
хорошем - наоборот, люблю.
Потому что в плохом - это когда
занимаются тем, чего не умеют. А
в хорошем - когда умеют не хуже
профессионалов, но и" хотят
хобби превращать в работу,
рутину. Например творчество Joe
Соссег именно тот случай,
потому что во всех документах в
графе "специальность" он
честно пишет: "плотник"; а
музыка - для души... Думаю,
одного этого примера
достаточно ввиду его
солидности. О чем это я, кстати?
О концерте музыкальной студии
"Акцент", который
состоялся в минувшую пятницу в
зрелищном центре "Аэлита"[ * ].
Афиша ничего достойного не
сулила: авторская песня и
акустический рок в исполнении
десятки никому не известных
личностей... И все-таки я пошел.
И был приятно удивлен тем, что
на этом концерте увидел и
услышал. Оказывается, личности
эти никому не известны
просто-напросто потому, что
очень уж молоды. Кому
пятнадцать, кому семнадцать,
кому и побольше, но не намного.
И все талантливы. Кто-то в
большей степени, кто-то в
меньшей, но все. Художник
должен оставаться ребенком,
только тогда он талантлив. Что
же удивительного в том, что
художник, если он ребенок В
БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ, талантлив
неминуемо. Недаром зал, к моему
удивлению, был полон, и зрители
примерно того же возраста, что
и исполнители, после многих
номеров устраивали бурные
овации. Приятная атмосфера,
когда почти еще дети дают
представление своим
сверстникам. И не из-под палки
каких-нибудь преподавателей, а
потому, что хочется, очень
хочется показать то, что ты
умеешь, хочется поделиться тем,
что у тебя есть, что ты уже
понял... Да простят меня за
пафос, но любовь - но
единственное, чего у тебя
становится больше оттого, что
ты делишься с другими. Надеюсь,
остальные участники концерта
не обидятся, если я выделю тех,
кто больше всего понравился
лично мне. Некто Алексей
Маньковский, исполнявший песни
Майка Науменко и несколько
своих. Просто круто. Закрываешь
глаза и слышишь Майка. Только
совсем юного, ведь Алексею
восемнадцать (о чем он сообщил
залу в ответ на присланную
записочку, подписанную
"Паша"...). Соня Кармазина.
Этой вообще ПЯТНАДЦАТЬ лет!.. И
удивительно даже не то, что она
хорошо владеет гитарой, этому и
нерпу научить можно, а то, как
прочувствованно она подает
психологически сложные песий...
Как будто за плечами и
разочарования, и расставания...
Ну, и "мистическая" Рита
Некрасова с собственными
мрачноватыми песнями и манерой
пения, в которой есть что-то от
"Cranberries". В черном монашеском
балахончике с капюшоном, с
трагизма она то и дело
срывалась на радостные
признания в любви залу;
этакое веселое приведение.
Руководителя "Акцента" Юрия
Миргородского я нашел в
детско-юношеском центре "Наша
гавань". С ним и поговорим.
- Юра, что такое "Акцент" в большей мере - "кружок по интересам" или творческая лаборатория? -И то, и другое. Все зависит от самого человека. Одни приходят сюда чему-то научиться в музыке, другие - "потусоваться", третьи и то, и то. Я беру всех без исключения, даже если нет ни слуха, ни голоса. Я не великий музыкант, и все, что я могу, - дотянуть до собственного уровня, которого достаточно для того, чтобы не ударить в грязь лицом в компании, спеть под собственный гитарный аккомпанемент несколько песен. А уж если кто-то хочет двинуть в профессионалы, он, получив от меня эти азы, потом может пойти к кому-то другому. Сейчас, например, очень перспективный, а главное, настойчивый парень Дима Туров параллельно занимается у известного в Томске гитариста Романа Ланкина. Но, как ни странно, хоть мы и называемся "музыкальная студия", возможно, даже не музыка главное. Ребята знакомятся тут, общаются, мы устраиваем различные посиделки с чаепитием, диспуты, психотренинги и тому подобное. Многим интересно именно это концерты тоже интересно - в школах, на различных фестивалях, на "Бабье лето" я их вожу... Например, Рита Некратова стала лауреатом конкурса "Мы и гитара", который проходил в Доме творчества юных, а Соня Кармазина - дипломантом фестиваля авторской песни, который устраивал клуб "Пьеро". Очень самостоятельная девочка, она сама находит песни, которые хочет исполнять, или даже пишет их... - Но ты, как я понял, все-таки в большей степени педагог, нежели преподаватель музыки? - Да. Официально моя должность звучит как "педагог дополнительного образования". Я даже, скорее, не учу, а помогаю подростку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться. -Как и когда появился "Акцент"? - В ноябре этого года будет юбилей - десятилетие[ ** ]. Сперва это была просто "школа игры на гитаре" при станции туристов. Соответственным был и репертуар, которому обучал ребят, - туристическая "костровая" песня. Но сам я люблю и "русский рок" - Макаревича, Никольского, Гребенщикова, "Наутилус", "Кино", "ДДТ", ну и классике рока отдал дань увлечения -"Веаtles", "Dеер Рurple", "Rainboy"... И если оказывалось, что мы с моим подопечным в этом похожи, то сдвигались в эту сторону, но, конечно, в акустическом варианте. - Десять лет - срок не малый. Сколько ребят прошло через "Акцент", стал ли кто-то из них профессиональным музыкантом? - Прошло около трехсот ребят. Профессиональным музыкантом не стал вроде бы никто. У меня и нет такой цели. Главное, им было хорошо здесь, они нашли друзей, научились общению. Потом они поступают в вузы, заводят семьи, интересы у них меняются, но, насколько я знаю, с гитарой продолжают дружить все. - Ты поддерживаешь отношения со своими бывшими учениками? - Иногда заходят, беседуем... Но, должен признаться, у меня как-то автоматически пропадает интерес к ребятам, когда они покидают "Акцент". Студия - это организм. Меняются люди, а студия остается. Пока парень или девушка занимается у меня в студии, я воспринимаю этого человека как "своего", как личность... А уходит - становится "чужим". - Ты прямо как армейский командир. Пока солдат твой, ты ему отец родной, а уходит на дембель - ты его и знать не знаешь... А какой в твоей студии возрастной ценз? - В основном с четырнадцати до двадцати лет. Иногда приходят и помладше - лет двенадцати,
- Подобные прошедшему концерты - частое явление? - "Аэлиту" мы начали осваивать недавно, раньше давали концерты прямо тут - в "Нашей гавани" и в школах. Ведь каждый год в "Акценте" появляются свои "звезды", которых их же ровесники готовы носить на руках. - Концерты всегда проходят с таким аншлагом и с таким восторженным приемом зрителей? - Почти всегда. Работает "живая реклама", ведь у всех студийцев есть одноклассники, друзья, а те тащат с собой своих знакомых... Впрочем, всякое бывает. Несколько лет назад, помню, нас пригласили выступить в "Школе социальной адаптации"... Оказалось, там собирают "трудных" подростков. Очень непростой контингент. И в антракте нашего концерта одному моему парнишке выбил зуб какой-то его знакомый из этих "трудных". Надо отдать должное моему артисту: вышел на сцену, выплюнул зуб, утер кровь и запел... В результате стал героем дня. Что касается последнего концерта, то, возможно, на рекламу сработало наше недавнее участие в передаче областного радио - сорок минут в живом эфире. "Сарафанное радио", настоящее радио, а вот и целая полоса в газете. Уверен, на следующем концерте "Акцента" будет и вовсе негде яблоку упасть. И хорошо. Потому что это интересно. Кто знает, может
быть, именно в недрах этой студии именно сейчас варится нечто такое, от чего завтра будет фанатеть вся страна?.. Доселе никто из студийцев не стал профессионалом, но это еще не говорит о том, что так будет
вечно.
А даже если и так? Позволю процитировать слова Юры Миргородского, которые
считаю абсолютно верными: "... У меня и нет такой цели. Главное, им было хорошо здесь, они нашли друзей, научились общению…"
А еще вот такое соображение. Артюр Рембо писал с семнадцати до девятнадцати лет и стал классиком мировой поэзии. Факт уникальный. Уникальность его состоит прежде всего в том, что безжалостное время сохранило для нас его короткий прорыв в гениальность. А кто знает, сколько юных гениев остались в безвестности? Мы узнаем только те имена, которые кем-то замечены и "раскручены". А давайте присмотримся к "нераскрученным". Джон Леннон утверждал, что лучшее в творчестве "Битлз" закончилось тогда, когда Эпштейн взял их под свою опеку и "вывел в люди". Думаю, Леннон погорячился. Однако как же я завидую тем, кто слышал тех, никому еще не известных "Битлз"- подростков...
Может быть, с таким сравнением я тоже погорячился. Но на следующий концерт "Акцента" лично я пойду обязательно.
Слушал и делал выводы Юлий БУРКИН
* По ходу концерта появился вот такой дружеский шарж ** Юбилей был отмечен 22 декабря 2001 года в "Аэлите". Поздравить студию пришли В.Жаров, Р. Ланкин, И.Шеренков ("Созвучие"), А.Барсуков, а также мэр города Томска С.А.Макаров.
Еще про Акцент... |