Проект | |
---|---|
Рукодитель программы: председатель Союза детских организаций Томской области "Чудо" Нина Анатольевна Кочевская, sdoto@is.tsu.ru
Автор программы: выпускник Ассициации студентческих педагогических отрядов Михаил Евгеньевич Семенов, mike@rdc.tomsk.ru
"Откуда есть, пошел город Томск?" Еще до казаков на томской земле жили татары, а еще в 1602 году татарский князь Тоян ездил к сибирскому воеводе в Сургут с просьбой поставить город на Томи, и была уже в то время у него царская грамота от Бориса Годунова к воеводе - способствовать Тояну в возведении города. Именно тогда, почти 400 лет назад, было за лето в основном сооружена крепость на Воскресенской горе с четырьмя башнями. А крепость в 4 и более сторожевых башен тогда и называлась городом (от слова "огородиться"). С этого момента томичи и праздновали основание своего города.
В настоящее время полным ходом идет подготовка к празднованию юбилея «Сибирских Афин». А знаете ли вы откуда пошло это название? Цель нашего проекта познакомить молодежь с историей, настоящим и будущим города Томска.
Наш город имеет почти четырехвековую историю, но он до сих пор остается молодым и интеллектуальным. Каждый десятый – студент или школьник, каждый шестидесятый преподаватель.
В содержании проекта структурно можно выделить несколько задач:
Ожидаемые результаты:
Общие сведения. В ходе игры происходит поэтапное погружение участников в историю и проблематику Сибирского региона через поиск информации, экскурсии (природа, музеи, выставки) и тому подобное. Рассматриваются возможные проблемы региона (экология, проблемы развития и так далее) и пути их решения. Проект рассчитан на охват участников учащихся средней школы и профессиональных учебных заведений. В работе по осуществлению проекта предусматривается активное участие представителей различных организаций области (газета «Вместе», промышленные предприятия, Рижский торговый дом, Станция туристов).
Регламент проекта. Проект проводится в течение трех лет в форме путешествия. Тематически проект охватывает следующие направления:
Планируемый результат. Знакомство с историей, культурой и особенностями развития города Томска. Постоянный интерес к накоплению и расширению знаний, опыта и их активное использование. Развитие коммуникационной активности.
Направление развития проекта. Реализация проекта начинается на базе учебных заведений участников. Общее управление осуществляется Союзом детских организаций Томской области «Чудо» с последующей передачей части функций руководителям детских объединений участников. На местах проводятся всевозможные конкурсы (конкурсы на знание истории возникновения улицы, района; конкурс рисунков-логотипов, слоганов посвященных юбилею города Томска и т.п.). Знакомство с культурой (народный промысел, язык, обычаи, традиции и так далее) коренных жителей региона. По итогам каждого года на территории города Томска осуществляется посадка аллеи участников проекта.
План первого года проекта.
Сентябрь
Оповещение и общий сбор рабочей группы. Поиск информации и актуализация проекта. Составление детального проекта.
Октябрь
Сбор участников смены «Чудо». Игра – путешествие «Каменные джунгли» по историческим районам города Томска. Форумы, круглые столы, тематические викторины и так далее по предложенной тематике (экология, история, перспективы). Оформление результатов в виде газетных статей. Проведение мастер-классов специалистами «Рижского торгового дома» по следующим тематикам:
Цветы в доме
плодоносящий сад
в саду и дома
интересные книги по цветоводству в саду у дома
аптека на окне
огород без грядки
советы, рецепты
тропические чудеса на подоконнике
Ноябрь
Я и моя семья в истории города Томска. Составление родословной с аннотациями. (экскурсия в городской архив). Выставка работ.
Декабрь
Историческая игра «Город, в котором мы живем» (экскурсия в краеведческий музей, музей предприятий, школьные музеи, музеи университетов). Конкурс рисунков - брендов «Томск» (экскурсия в художественный музей). Выпуск календаря с использование рисунков-победителей. Знакомство с новогодними традициями народов, населяющих сибирский регион. Экскурсия в «Салон цветов», где участники проекта могут познакомиться с правильным оформлением букетов цветов к разным праздникам, а также могут узнать как продлить жизнь растения в составе букета (предварительное хранение цветов, питание водой, особенности ухода за отдельными видами цветов).
Январь
Тематическое коллективно-творческое дело «Традиции моей семьи, моего народа, моего города». Каждого человека интересует его будущее, особенно в начале чего-то нового (Новый год). И как правило интуитивно человек чувствует, что его ждет. Гадание - это лишь средство утвердиться в своих предчувствиях или опровергнуть оные. Знакомство с гаданиями (гадание на цветах родилось в эпоху романтизма и более ста лет был неотъемлемой частью сентиментальных игр влюбленных. Игра называлась "сад любви", каждый из присутствующих выбирал роль какого-либо цветка, а один из участников должен был угадать - кто под каким названием цветка скрывается).
Февраль
Знакомство с народными промыслами (гончарное дело, стекольное производства, береста, резьба по дереву и так далее). Сложно перечислить всю гамму художественных произведений элитарного и унитарного назначения, создаваемых предприятиями народных художественных промыслов России, но все изделия, как всемирно известных, так и мало известных промыслов, отличает высокий художественный вкус, мастерство, качество, подлинность и авторский подчерк, сочетание традиций и мотивов, имеющих глубокие народные корни. Получение основных навыков народного промысла. Проведение мастерских по работе с цветом, дизайном. Сбор рецептов приготовления блюд народной кухни (использование в нех растений, произрастающих в сибирском регионе, а также на подоконниках в квартирах).
Март
Лыжный поход на природу, эстафеты, поиск «красивых корневищ и веток», капа. Показательные выступления туристов. Основы безопасности жизнедеятельности. Знакомство участников проекта с ядовитыми и опасными растениями (например, листья магнолии, ясенец листья кизила, человеколов, рвотное растение, хватальщик-пила, удушающий побег и другие), а также с растениями лекарственными (мать-и-мачеха, подорожник, череда и другие).
Апрель
Закладка аллеи. Конкурс цветочных панно, цветочных часов и тому подобное (теоретическая часть). Конкурс макетов «Город моей мечты», малых архитектурных форм (цветники, лавочки, светильники, фонари, остановочные комплексы), планирование возможных узоров из кирпичиков в Губернаторском квартале.
Май
Подготовка ко дню города.
Карнавальное шествие. Интеллектуальное казино.
“Создать будущее в наших силах”. Ярмарка социальных проектов и услуг
"На нашей улице праздник". Праздничная тематическая программа
“Музыка, ожившая в цветах”. Тематические экскурсии, концертные <программы, выставка-продажа саженцев и цветов. Праздник цветов.
“Мой город - мой большой дом”, “Родимый край” День семейного отдыха, “Мой дом - моя семья”. Тематические праздничные программы.
“Здесь и сейчас” Молодежная программа,
“Мы разные, но Томск у нас один”
“Будущее - в настоящем” Марафон концертно-развлекательных и конкурсно-игровых программ для детей и взрослых.
“Библиотечного дворика”.
“Цветочный карнавал”. Концертно-выставочная программа.
“Фантазии Томской моды”. Праздник тканей, демонстрация коллекций одежды
"Томск - город мастеров". Выставочная программа.
“Прошлое, настоящее и будущее Томска”. Выставка детских рисунков“.
Дети в мире творчества”. Выставка детских работ
Июнь - Июль
Участие в проведении «Дня города». Высадка цветочных панно, цветочных часов победителей конкурсов (практическая часть). Фольклорная практика (былины, песни, сказки, игры).
Август-сентябрь
Финальная игра «Экологическая тропа». Подведение итогов первого года реализации проекта у Камня. Оформление результатов в виде сборника. Построение планов на следующий год.
Приложение
Социальные связи (привлечение к реализации организаций томского региона: заводы, предприятия, Рижский торговый дом, художественная школа, газета «Вместе» и другие),
Работа с родителями (оказание посильной помощи в реализации проекта, создание семейных команд),
Традиции (на протяжении реализации проекта предполагается поддержание и закладка традиций, а также их продолжение по окончании проекта),
Досуг (участие в проекте предполагает слияние учебной, воспитательной и досуговой деятельности в неразрывно целое, единое).
Самообразование (создание условий для постоянного самообразования через доступ к библиотекам виртуальных и реальных).
Итоги проекта в целом.
обновление 19 июля 2001 |
---|