Возмозности проявления самостоятельности подростка
в условиях детского лагеря
Материалы научно-практической конференции
2000 год
Педагогические средства развития
коммуникативной культуры подростков
Иванова Екатерина Петровна
Для многих людей проблема самоутверждения и самореализации в каком-либо обществе является очень актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит перед подростками, у которых стремление занять достойное место в коллективе высоко, и они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя в чем-либо в глазах других. Если подростку не предоставляются возможности самоутвердиться обычным путем (в учебе, в общественных делах, в спорте, самодеятельности), то формы самоутверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие).
Приехав в лагерь, оставив, возможно впервые, "свой социум" (семья, школа, друзья и т.д.). избавившись от сложившихся стереотипов, ярлыков, подросток попадает в новую среду, которая временно защищает его. Этой помогает ему реализоваться и самоутвердиться без каких-либо видимых препятствий в кругу своих сверстников и взрослых. Вопрос: "А как нужно общаться, чтобы меня приняли?" остается важным и в новом коллективе.
Не все дети способны ответить на: эгот вопрос и самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию. Полому на помощь ребенку должен прийти педагог, который "передаст ему средства разрешения внутренних и внешних конфликтов установления отношений, самоопределения". И в "зависимости от степени затруднений, испытываемых подростком в том или ином вопросе, определяются и планируются содержание и формы педагогической поддержки." Деятельность педагога должна быть выстроена так, чтобы ребенок постепенно входил в условия нового социума, но не следует забывать о том, что прежде чем оказывать какую-либо помощь, педагог должен изучить личностные особенности подростка.
Педагогическая поддержка, по мнению И. Якиманской [2], "может быть групповой и индивидуальной. В первом случае важно хорошо знать возрастные, половые особенности детей. Во втором - конкретного ребенка, его проблемы, выступающие на первый план".
Если педагог работает с большой группой, ему необходимо выявить особенности детского сообщества, составить социометрию, определить характер взаимоотношений членов группы, выделить ведущих и ведомых, устойчивых лидеров и т.д.; установить групповые ценности и смыслы, их основных носителей, формы и средства реализации этих ценностей и группе. Если педагог работает с отдельным ребенком, он прежде всего, изучает его проблемы, трудности, выбирает оптимальный способ общения. Далее мы рассмотрим механизм оказания коммуникативной помощи подростку.
Ребенок приезжает в лагерь, знакомится со своим вожатым, задача которого на этом этапе - узнать, изучить индивидуальность подростка, его личностных особенностей, определить уровень ожиданий.
Обычно эта задача закладывается на первом этапе смены (в организационный период). И для ее решения педагог может использовать следующие средства:
-
индивидуальные беседы, имеющие своей целью создание доверительной атмосферы;
анкетирование, создающее условия для демонстрации своих данных;
- психологическую диагностику (выявление внутреннего потенциала и уровня притязаний ребенка;
систему КТД, где анализируется способность ребенка вступать в контакт в коллективе и демонстрируются собственные возможности, а также создаются условия для проживания ролевых статусов;
игры на знакомство и взаимодействие, в которых создается атмосфера доброго отношения к человеку;
систему огоньков, для демонстрации и развития аналитических способность, и где создаются условия для коррекции самооценки и приобретения опыта коллективного общения; временные группы самоуправления, где подростку дается возможность проявить себя в различных видах деятельности;
предъявление единых педагогических требований, когда подросток принимает нормы коллективного существования в рамках временного детского объединения и в рамках Центра, а также обретает чувство принадлежности и включенности в детский коллектив.
Все эти средства направлены на то, чтобы подросток, так или иначе, заявил о себе.
К концу организационного периода педагог должен как можно больше знать о ребенке, а подростку важно занять свою нишу в коллективе, определить свою социальную роль, посредством которой он выбирает позиции и мотивы участия в жизни коллектива. Также педагог уже в организационный период должен отметить направленность ребенка на себя, на дело, на людей. Кроме этого между педагогом и ребенком должна сложиться доверительная атмосфера, на основе которой любая поддержка будет более качественной и продуктивной.
Следующий этап смены - "основной". Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на активное включение ребят в различные виды деятельности, ставящих их в позиции руководителей, организаторов, исполнителей, и по возможности, следует чаще менять эти роли. А также все эти дела должны быть направлены на выявление и реализацию различных потенциалов: творческого, интеллектуального, лидерского и т.д.
Средства, которые может использовать педагог - работа в микрогруппах по чередованию традиционных поручений, где дети ставятся в активную позицию часто сами предлагают идеи и пытаются реализовывать их. Также хорошей формой для самоутверждения подростка являются различные спортивные соревнования и походы, где подросток, преодолевая нагрузки различного типа (силовые, эмоциональные и т.д.), старается преодолеть сам себя - "я могу это?" Очень продуктивными формами для развития коммуникативных возможностей являются дискуссионные клубы, пресс-конференции, деловые и ролевые игры, где каждый получает возможность реализовать себя. свои взгляды на жизнь и иной, "чужой" роли. Также в основной период не стоит забывать об индивидуальных беседах и системе огоньков, где при доверительной обстановке педагог получает возможность диагностировать эмоциональное состояние подростка, его запросы и притязания и корректировать свою деятельность в зависимости от этого.
В итоговый период смены идет работа на последействие, то есть педагог учит ребенка пользоваться тем опытом общения, который он получил в "новом социуме" и привезет домой. Педагогические средства могут быть следующие:
групповые и индивидуальные беседы с детьми,
огоньки,
коллективно-творческие дела,
направленные на подведение итогов всей деятельности подростков,
прогулки, создание теплой, дружественной обстановки, сглаживающей волнения по поводу отъезда и расставания.
Использование данного механизма облегчает подростку вхождение в условия нового коллектива и помогает педагогу поддерживать подростка и частично решать его проблемы.
Литература
-
Фрунин И. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. М., 1986, с. 26
Якиманская И. Воспитание и педагогическая .поддержка детей в образовании // Педагогическая .поддержка с точки зрения психолога. М., 1986.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. -М., "Просвещение", 1978.