Семенова (Иванова) Екатерина
Написать письмо

Возмозности проявления самостоятельности подростка
в условиях детского лагеря
Материалы научно-практической конференции
2000 год

Педагогические средства развития
коммуникативной культуры подростков

Иванова Екатерина Петровна

Для многих людей проблема самоутверждения и самореализации в каком-либо обществе является очень актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит перед подростками, у которых стремление занять достойное место в коллективе высоко, и они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя в чем-либо в глазах других. Если подростку не предоставляются возможности самоутвердиться обычным путем (в учебе, в общественных делах, в спорте, самодеятельности), то формы самоутверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие).

Приехав в лагерь, оставив, возможно впервые, "свой социум" (семья, школа, друзья и т.д.). избавившись от сложившихся стереотипов, ярлыков, подросток попадает в новую среду, которая временно защищает его. Этой помогает ему реализоваться и самоутвердиться без каких-либо видимых препятствий в кругу своих сверстников и взрослых. Вопрос: "А как нужно общаться, чтобы меня приняли?" остается важным и в новом коллективе.

Не все дети способны ответить на: эгот вопрос и самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию. Полому на помощь ребенку должен прийти педагог, который "передаст ему средства разрешения внутренних и внешних конфликтов установления отношений, самоопределения". И в "зависимости от степени затруднений, испытываемых подростком в том или ином вопросе, определяются и планируются содержание и формы педагогической поддержки." Деятельность педагога должна быть выстроена так, чтобы ребенок постепенно входил в условия нового социума, но не следует забывать о том, что прежде чем оказывать какую-либо помощь, педагог должен изучить личностные особенности подростка.

Педагогическая поддержка, по мнению И. Якиманской [2], "может быть групповой и индивидуальной. В первом случае важно хорошо знать возрастные, половые особенности детей. Во втором - конкретного ребенка, его проблемы, выступающие на первый план".

Если педагог работает с большой группой, ему необходимо выявить особенности детского сообщества, составить социометрию, определить характер взаимоотношений членов группы, выделить ведущих и ведомых, устойчивых лидеров и т.д.; установить групповые ценности и смыслы, их основных носителей, формы и средства реализации этих ценностей и группе. Если педагог работает с отдельным ребенком, он прежде всего, изучает его проблемы, трудности, выбирает оптимальный способ общения. Далее мы рассмотрим механизм оказания коммуникативной помощи подростку.

Ребенок приезжает в лагерь, знакомится со своим вожатым, задача которого на этом этапе - узнать, изучить индивидуальность подростка, его личностных особенностей, определить уровень ожиданий.

Обычно эта задача закладывается на первом этапе смены (в организационный период). И для ее решения педагог может использовать следующие средства:

  • индивидуальные беседы, имеющие своей целью создание доверительной атмосферы;

  • анкетирование, создающее условия для демонстрации своих данных;

  • психологическую диагностику (выявление внутреннего потенциала и уровня притязаний ребенка;
  • систему КТД, где анализируется способность ребенка вступать в контакт в коллективе и демонстрируются собственные возможности, а также создаются условия для проживания ролевых статусов;

  • игры на знакомство и взаимодействие, в которых создается атмосфера доброго отношения к человеку;

  • систему огоньков, для демонстрации и развития аналитических способность, и где создаются условия для коррекции самооценки и приобретения опыта коллективного общения; временные группы самоуправления, где подростку дается возможность проявить себя в различных видах деятельности;

  • предъявление единых педагогических требований, когда подросток принимает нормы коллективного существования в рамках временного детского объединения и в рамках Центра, а также обретает чувство принадлежности и включенности в детский коллектив.

Все эти средства направлены на то, чтобы подросток, так или иначе, заявил о себе.

К концу организационного периода педагог должен как можно больше знать о ребенке, а подростку важно занять свою нишу в коллективе, определить свою социальную роль, посредством которой он выбирает позиции и мотивы участия в жизни коллектива. Также педагог уже в организационный период должен отметить направленность ребенка на себя, на дело, на людей. Кроме этого между педагогом и ребенком должна сложиться доверительная атмосфера, на основе которой любая поддержка будет более качественной и продуктивной.

Следующий этап смены - "основной". Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на активное включение ребят в различные виды деятельности, ставящих их в позиции руководителей, организаторов, исполнителей, и по возможности, следует чаще менять эти роли. А также все эти дела должны быть направлены на выявление и реализацию различных потенциалов: творческого, интеллектуального, лидерского и т.д.

Средства, которые может использовать педагог - работа в микрогруппах по чередованию традиционных поручений, где дети ставятся в активную позицию часто сами предлагают идеи и пытаются реализовывать их. Также хорошей формой для самоутверждения подростка являются различные спортивные соревнования и походы, где подросток, преодолевая нагрузки различного типа (силовые, эмоциональные и т.д.), старается преодолеть сам себя - "я могу это?" Очень продуктивными формами для развития коммуникативных возможностей являются дискуссионные клубы, пресс-конференции, деловые и ролевые игры, где каждый получает возможность реализовать себя. свои взгляды на жизнь и иной, "чужой" роли. Также в основной период не стоит забывать об индивидуальных беседах и системе огоньков, где при доверительной обстановке педагог получает возможность диагностировать эмоциональное состояние подростка, его запросы и притязания и корректировать свою деятельность в зависимости от этого.

В итоговый период смены идет работа на последействие, то есть педагог учит ребенка пользоваться тем опытом общения, который он получил в "новом социуме" и привезет домой. Педагогические средства могут быть следующие:

  • групповые и индивидуальные беседы с детьми,

  • огоньки,

  • коллективно-творческие дела,

  • направленные на подведение итогов всей деятельности подростков,

  • прогулки, создание теплой, дружественной обстановки, сглаживающей волнения по поводу отъезда и расставания.

Использование данного механизма облегчает подростку вхождение в условия нового коллектива и помогает педагогу поддерживать подростка и частично решать его проблемы.

Литература

  1. Фрунин И. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. М., 1986, с. 26

  2. Якиманская И. Воспитание и педагогическая .поддержка детей в образовании // Педагогическая .поддержка с точки зрения психолога. М., 1986.

  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. -М., "Просвещение", 1978.

Hosted by uCoz